Пока теоретики увлеченно спорят о том, как это можно по регулярному движению небесных тел предсказывать коллизииполного случайностей мира, астрология существует тысячи лет и, вообще говоря, в чьем либо признании не нуждается. Она обобщает и систематизирует житейский опыт человечества по множеству показателей, причем таких, на которые никак нельзя повлиять, поддавшись эмоциям или расчету. А что еще нужно для удачи в кинематографе, как не возможность точно предсказать все поступки персонажей и рассчитать симпатии зрителей, таких разных и разборчивых. Практичный Голливуд давно пользуется профессиональными консультантами, а наше щедрое на вдохновение кино пока что действует по наитию. И как хорошо получается!
Судите сами. Например, один из лучших советских фильмов - 'Любовь и голуби' (начинать эту тему лучше с классики). Легкая любовная комедия, почти водевиль. Значит, сюжет строится на стихиях воздуха и воды. Стихия земли должна маскироваться, она утяжелит действие, напоминая о тяжелом труде, которого у крестьян и без фильма достаточно. И, действительно, в пейзажах много воды, неба (с голубями и звездами) и почти нет земли, даже двор перед домом застелен досками.
Фильм о любви и, значит, о женских характерах, потому что и развитие любовной интриги и поступки женщин определяются соотношением влияния двух планет: Венеры и Луны. С Венерой связаны красота, гармония, чувственность, то есть любовь в ее непосредственных внешних проявлениях. Женщина, в гороскопе которой преобладает влияние Венеры, считает любовь единственным качеством и главным смыслом жизни человека, и все подчиняет оформлению этого качества: умение говорить, одеваться, создавать интерьер, грацию движений и способность наслаждаться. Если преобладает положение Луны, собственно чувства воспринимаются как средство поддержание главного: самой жизни. Такую женщину интересует, прежде всего, уют, комфорт, дом, семья и дети, а любовь считается непременным и единственным условием всего этого. Женщины Луны и Венеры различны в спокойной жизни и одинаковыми становятся только тогда, когда у них пытаются отобрать предмет любви.
В женских персонажах, по законам классической комедии, Луна и Венера представлены полярно.
У жены героя доминанта Луны. Эмоциональная, непосредственная, занятая домом, детьми, повседневными заботами и переживаниями, она абсолютно не заботится о внешних проявлениях красоты, привлекательности, полагая, что это необходимо только по особому случаю, как наряд в сундуке для праздника.
Даже семейная драма не изменила существенно ее отношения к обаянию женщины, танец это показал точно: главное, что вернулся, остальное 'дело техники'. И уже ясно, что даже гениальное платье она соорудила, скорее всего, в последний раз, характер остался цельным. Это и вызывает добрый смех зрителя: противоречие 'педагогической' байки об 'осознании' и природной цельности 'лунного' характера. А соперница - это Венера без Луны, как цветок без корней, как замок на песке. Она всегда ухожена, красива, элегантна, увлечена заботой о здоровье, диетой и модной пищей для интеллекта. Но в ее доме много дизайна и нет уюта, много откровений науки и нет откровенности, много душевных восторгов и нет душевности. И Вася сбежал не первым, одного предшественника даже разыскивали при помощи экстрасенса. И как мудро и талантливо сбалансированы характеры в фильме, фабула которого не принижает жизненную значимость ни одного из героев, а просто отводит каждому планетарному влиянию свою нишу: в естественной сельской жизни преобладание Венеры - непозволительная роскошь, а естественная городская жизнь неспособна ограничить себя природными рамками Луны.
А главный герой? Трудолюбивый и бесшабашный, практичный и фантазер, веселый и тоскующий - это двойственный Водолей. В фильме на этот счет имеется точное указание: середина лета, южное ночное небо, и Водолей, который именно в это время в Зените, пишет звездами: 'Эх, Вася'. На простом противостоянии такой сложный жанр, как комедия не построишь, нужен образ, уравновешивающий противоположности, и лучше Водолея здесь не придумаешь, знак, который за суетой житейских противоречий видит истинную мудрость , доброту и заботу этого мира. Купил красивого голубя - хорошо, отругали - плохо, упало бревно на голову - плохо, дали за это путевку - хорошо, влюбился - хорошо, оказался в пикантной ситуации - плохо, и для Водолея это все не главное, а главное 'что-то другое' вроде воспоминания о 'божьем человеке' с голубями. Философски, главный герой - персонаж значимый, а сюжетно - как неподвижный камень на котором оттачиваются чужие страсти. Такие персонажи всегда хорошо получаются в поле двойственных зодиакальных знаков. Гармония чисто водно - воздушной стихии хороша для бесконечного мелодраматического сериала, для комедии это скучновато. Нужно внести что-то огненное, пылкое, беспокойное и максимально бестолковое.
Это Овен в образе деда. А один из лучших специалистов по Овнам - Юрский ("Золотой теленок", "Республика Шкид"). Я не знаю, как в подробностях делался этот фильм, но подозреваю, что арифметический для астролога выбор интеллигентного Юрского на роль деревенского балагура воспринимался создателями как творческое озарение. Такой анализ можно продолжать дальше и дальше, по всем персонажам, ситуациям и даже репризам, и если я не сумел все-таки убедить читателя, что астрология нужна кинематографу как бухгалтеру - калькулятор, то хотя бы продемонстрировал одно из забавных приложений этой древней науки.
Материалы, содержащиеся на страницах StarGate.Ru, не могут распространяться и использоваться любым образом без письменного разрешения владельца портала Звёздные Врата